Одна из игр нашей Музыкальной азбуки — «Угадайка»: звучат песенки героев нотной семейки, и детям нужно угадать, чья песенка звучит (сначала песенки со словами, а потом просто мелодии). И участница курса Анна задала отличный вопрос: «А цель этой угадайки — просто угадывать, или мы всё-таки таким образом подходим потихоньку к отгадыванию именно высоты звуков и сопоставлению их с нотами?»

Я решила ответить в посте, потому что этот вопрос важен для понимания задач нашего курса.

Итак, для начала определимся, что абсолютный слух — это способность человека слышать точную высоту звучания, помнить ее. Абсолютный слух может быть врожденным (когда человек просто слышит и всё) или приобретенным, выработанным. Лично у меня он приобретенный и выработался за те годы, когда я активно занималась сольфеджио.

Но я не вижу острой необходимости слышать, какая звучит нота, потому что в музыке и в том же самом сольфеджио обычно сравнивается и понимается не абсолютная нота сама по себе, а нота в тональности, в сочетании с другими нотами. Об этом будем говорить в следующих модулях Музыкальной азбуки.

Говоря простым языком, есть определенная высота звучания и гармония, аккорды, связанные с ней. И одну и ту же песенку мы можем сыграть более высоко, более низко, и это будут разные тональности. А внутри них мы сравниваем ноты друг с другом, т.е. это понятия относительные, а не абсолютные.

И для обучения музыке важна именно эта разновидность музыкального слуха — относительный, или интервальный слух. Это способность слышать разницу в высоте звуков, сравнивать звучание нот друг с другом, слышать, идет мелодия вверх или вниз, какие интервалы (ступени) между нотами.

И песенки наших героев — это скорее развитие в целом навыка слушания, слухового внимания (когда ребенок слышит, что звучит), умения сравнивать ноты более высокие и более низкие и соотносить их с движениями тела.

А вообще главная задача нашего первого модуля — ввести ребенка в тему, заинтересовать музыкальными историями, а также развивать голос, интонирование, импровизацию, и также общее развитие, связанное с чтением, логикой, математикой, воображением, моторикой, а для участников встреч также выступлениями на публике.

Если у вас есть вопросы по этой теме, буду рада ответить.

Добавить комментарий