Сентябрь в нашем проекте посвящен композитору Камилю Сен-Сансу. Ранее я рассказала 10 интересных фактов из биографии Сен-Санса, а сегодня предлагаю послушать одно из его самых известных произведений — «Лебедь».

Эта музыка легла в основу балетного номера, поставленного специально для балерины Анны Павловой «Умирающий лебедь».

К слову, сам Сен-Санс был крайне удивлён таким трагическим прочтением своего произведения, поскольку по его задумке лебедь в финале вовсе не умирал. Но творчество позволяет трактовать произведения по-разному, и именно такой сюжет на несколько десятилетий стал визитной карточкой балерины.

История балета

В начале 1908 г. хор Императорского оперного театра попросил Павлову принять участие в их благотворительном концерте. Балерина планировала поставить небольшой номер и попросила своего коллегу Михаила Фокина, с которым дружила и часто выступала в паре, помочь ей в выборе музыки.

Хореограф в то время увлекался игрой на мандолине и разучивал «Лебедя» Сен-Санса, поэтому предложил именно эту композицию. А затем поставил и сам номер.

Знаменитый танец сложился буквально за несколько минут и в итоге стал самым удачным в репертуаре Павловой.

Однажды, исполняя его в Париже, Анна Павлова получила одну из главных наград для артиста балета. После окончания миниатюры в течение нескольких секунд в зале царила полная тишина, зрители были очарованы грациозным исполнением балерины, а затем одарили ее бурными овациями. В тот день Павлова танцевала лебедя трижды.

Смерть лебедя

Исполнение Павловой «Умирающего лебедя» всегда вызывало восторг и бурные аплодисменты. Балерина очень любила этих птиц в реальной жизни и, обосновавшись в Лондоне, купила дом с лужайкой и искусственным озером, в котором плавали знаменитые лебеди Павловой.

Внезапная смерть танцовщицы в 1931 г. шокировала ее поклонников по всему миру.

Особенно трогательно с Павловой простились в Лондоне: в перерыве между первым и вторым номером концертной программы дирижер Константин Ламберт объявил зрителям, что в память об Анне Павловой оркестр исполнит «Смерть лебедя». Зазвучала музыка, на затемненной сцене появилось пятно света от прожектора, которое начало передвигаться так, как если бы танцевала сама балерина… Пока шел номер, весь зал стоял, отдавая дань невероятному таланту Павловой.

«Лебедь» стал одним из символов отечественного балета. Его исполняли Майя Плисецкая, Вера Фокина, Галина Уланова, Галина Мезенцева, Ульяна Лопаткина и другие. И у каждой образ получился особенным.

Предлагаю послушать и посмотреть «Лебедя» в исполнении великолепных Анны Павловой и Майи Плисецкой.

Добавить комментарий