Музыка — это удивительный, волшебный мир, который доступен и взрослым, и самым маленьким музыкантам. Говорят, что музыка — это язык богов! Еще древние греческие философы говорили о том, что музыка это не только приятное удовольствие, но она также положительно влияет и на воспитание, и на развитие ребенка. Гармонично развивает мозг, память, внимание, мелкую и крупную моторику, помогает побороть страхи и обрести уверенность в себе. Но всё это возможно только в том случае, если у ребенка грамотный преподаватель, любящий свое дело и детей. К сожалению, так бывает не всегда…

Занятия музыкой очень благотворно влияют на ребенка — но только с правильным преподавателем.

Несколько дней назад в соцсети мне написала Светлана, клиентка Дома музыки, проходившая несколько наших курсов. Светлана задала важный вопрос, ответом на который я хочу поделиться с вами. Вот что она пишет.

Светлана Р.: “Мой сын пошел в сентябре в муз. школу. На фортепиано. Но если честно, мне не нравится как учат в школе. Только нотная грамота, игра на инструменте… А ему 6 лет. И на занятиях просто скучно, не интересно. Я привыкла к другого рода занятиям, и у вас на курсах тоже есть игр, песни … их выполнять интересно! Вчера сидела на уроке и такая картина. Сын стал играть домашнее задание. И реплики, типа: «Что ты рукой трясешь, как кот лапой после туалета; как тебя взяли такого неспособного в муз. школу; думаешь, мне с тобой нравится заниматься; что ты все время зеваешь, ты что вагоны разгружаешь…” Я чуть под пианино на залезла! Мне хотелось дать учительнице по башке, если честно. И похоже, сын не хочет больше туда ходить. Может я многого требую? И это мотивационные слова? Но я, взрослая, и то бы, наверное, не выдержала бы таких слов. Неужели нельзя поставить хорошую музыку, поиграть, поугадывать и т.д. Посоветуйте, пожалуйста, стоит ли его ободрять не бросать? Или ну ее, школу, чем такое обращение к ребенку. Или я сильно цепляюсь?”

Увы, подобные истории я слышу постоянно. А самое интересное — что и в моей жизни был такой преподаватель.

Мой печальный опыт обучения в музыкальной школе

Я закрываю глаза и как сейчас помню эту картинку. Мне было где-то 9 лет. Мама плакала, глядя на меня, а я, спокойная и вежливая девочка, рвала ноты и кричала… «Я больше не хочу заниматься музыкой!»… «Я никогда больше не пойду в эту музыкальную школу!»…

Я начала заниматься музыкой с рождения, точнее еще до рождения, т.к. моя мама, хоровик-дирижер, активно выступала с ансамблем, когда была беременна. Я начала петь раньше, чем говорить, лет в 5 я уже начала сочинять музыку, но когда мне было девять, я бросила музыкальную школу и не хотела больше подходить к инструменту НИКОГДА.

У меня была лучшая преподавательница фортепиано в музыкальной школе, ее звали Наталья Рудольфовна. Ее ученики легко поступали в музыкальное училище, выигрывали разные конкурсы и получали хорошие отметки на экзаменах.

Но это было ужасно! Я до сих пор помню ее огромные руки, которыми она меня тыкала в плечи, чтобы объяснить нужное прикосновение. Мне кажется, что я до сих пор слышу в ушах ее крик. Мне было очень страшно, когда она клала мою маленькую ручку на свою огромную, с выпуклыми венами кисть и играла, чтобы показать правильную позицию руки.

Вся система музыкального воспитания была построена на страхе совершить ошибку, многочасовых занудных проигрываниях гамм и скучнейшем сольфеджио. Я ненавидела музыку, школу и больше никогда не хотела этим заниматься!

Почему дети ненавидят музыку

Такой результат был у моего 2-летнего обучения музыке. Я бросила заниматься музыкой и сказала, что больше никогда не буду ходить в музыкальную школу.

Не знаю, как, но моей маме через год удалось уговорить меня попробовать еще раз. Мне дали другую учительницу, и я все же закончила музыкальную школу, которая была в большей части издевательством над музыкой.

В 13 лет я начала петь и играть на синтезаторе в школьной группе, выступать на школьных дискотеках, и именно это спасло ситуацию.

Мне повезло, что тогда я не отчаялась, не бросила занятия и что вся моя жизнь связана с музыкой, несмотря на стандартную систему музыкального образования. Но сколько же я получаю писем, в которых мне рассказывают аналогичные истории, только когда после завершения музыкальной школы НИКОГДА не подходят к инструменту!

К огромному сожалению, в музыкальных школах часто скорее мучают музыкой, чем учат.
А ведь главная цель любых музыкальных занятий — это получать наслаждение от прослушивания музыки, пения или игры на музыкальных инструментах. Но всё зависит от школы, от конкретного преподавателя.

Конечно, для того, чтобы научиться играть или петь, освоить музыкальную грамоту нужны время и силы. Но я убеждена, что обучение музыке можно сделать увлекательным приключением!

Выбираем преподавателя музыки: на что обратить внимание

Я хочу дать несколько советов о том, как выбрать преподавателя музыки для ребенка.

1. Убедитесь, что ребенок хочет заниматься музыкой, а не мечтает ходить в спортивную секцию или на танцы — занятия нелюбимым делом вряд ли пойдут ему на пользу.
2. Выбирая преподавателя, внимательно смотрите на реакцию ребенка. Нравится ли ему заниматься музыкой? Светятся ли у него глаза? С удовольствием ли он ходит на занятия?
3. Если замечаете, что ребенок с неохотой занимается, и тем более, как Светлана, наблюдаете унижения со стороны преподавателя — забирайте ребенка от такого учителя. Музыка — это кайф, игра, удовольствие, радость! Но только если преподаватель правильный — любит своё дело и прежде всего ставит задачу, чтобы ребёнок полюбил музыку, почувствовал ее энергию.

Вскоре Светлана написала, что поговорила с преподавателем, попросила ее никак не оценивать ребенка, а только проверять домашние задания без критики ученика — и на следующем задании она уже не ругала и не критиковала сына. Но, честно говоря, это не выход… потому что не достаточно, чтобы преподаватель уважительно относился к детям — это как бы аксиома!

Настоящий, талантливый преподаватель должен вдохновлять и увлекать ребенка музыкой.

А у вас есть опыт выбора музыкальной школы? Приходилось ли сталкиваться с грубостью педагогов — или, наоборот, вам повезло с учителем музыки?

Музыкальная игра “Море волнуется”

Обучение музыке должно быть интересным для ребенка, и самый лучший способ обучения — конечно же, игра!

Сегодня предлагаю поиграть с детьми в музыкально-математическую игру «13 рыжих котят». Время игры — всего 10 минут!

Перейдите по ссылке, введите в форму ваш имейл — и вскоре материалы придут вам на почту.

Скачать музыкальную игру «13 рыжих котят» >>>

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро

Добавить комментарий