Кто-то берет в руки кисть и легко создает шедевры, кто-то имеет от природы красивый голос, кто-то сочиняет музыку и стихи, кто-то с детства гениально танцует, кто-то выигрывает Олимпиаду.
Почему это происходит? Это гены родителей? Это звезды, под которыми рождается человек? Это душа, которая приходит в этот мир с определенными способностями? Или это результаты воспитания и обучения?
Безусловно, все эти факторы в большей или меньшей степени оказывают влияние на развитие ребенка.
Но как же определить в раннем возрасте какие способности и таланты есть у ребенка и что нужно развивать в первую очередь?
Как же распознать талант малыша?
Существует определенная система оценки музыкальных способностей ребенка. Если вам довелось учиться в музыкальной школе, возможно, вы сами проходили тесты.
Обычно на таких проверках ребенка просят спеть знакомую песенку, повторить ноты или мелодию, которые играет преподаватель, повторить ритмический рисунок, а также наблюдают в целом эмоциональную реакцию на разную музыку.
Но обычно такое тестирование проводят не раньше, чем ребенку исполнится 5-7 лет.
А существуют ли способы проверить способности к музыке до 3-х летнего возраста?
Физические способности необходимы для того, чтобы овладеть техникой игры на каком-то инструменте, в том числе на самом совершенном инструменте — голосе. Но технических данных недостаточно, чтобы стать настоящим музыкантом, который при помощи музыки проникает в души слушателей.
Я думаю, что вы много раз замечали: слушаешь, порой, музыканта, и вроде бы играет или поет с технической точки зрения точно, но при этом исполнение не трогает, не берет за душу.
А бывают гениальные исполнители, которые способны легко проникать в сердца слушателей вызывая настоящие эмоции, мурашки и даже слезы.
Поэтому к музыкальным способностям стоит отнести не только физиологические данные (слух, чувство ритма, координацию, развитие и чувствительность рук, объем легких, моторику, голос), но и музыкальную фантазию и эмоциональное восприятие музыкальных произведений, умение оживлять банальные 12 нот и проникать в наши души.
На самом деле очень часто взрослый или ребенок слышит, как нужно спеть мелодию, но не может повторить ее голосом. Это говорит не о том, что нет музыкального слуха, а только о том, что не налажена дорожка между голосом и внутренним слухом.
Дети очень быстро учатся, и безусловно то, что ребенок «не попадает в ноты», не может стать поводом для отказа от музыкальных занятий.
Известно много случаев, когда у детей, не умеющих петь чисто в начале занятий, обнаруживался впоследствии абсолютный музыкальный слух — умение определять высоту любой ноты на слух.
Да и для взрослых существует множество техник, которые позволяют изменить ситуацию и улучшить интонационную чистоту пения.
Как же проверить — есть ли музыкальные способности у совсем крошечного малыша?
На что стоит обратить внимание
Я могу перечислить несколько критериев, на которые стоит обратить внимание. Скорее всего музыкально одарённый ребенок:
1. проявляет явный интерес к музыке;
2. любит музыкальные игрушки;
3. подпевает маме;
4. эмоционально реагирует на звучание любимой музыки;
5. начинает пританцовывать, еще до того, как начинает ходить.
Новорожденные имеют от рождения абсолютный слух
Американские ученые сделали интересное предположение, что у всех новорожденных есть абсолютный слух. Способность определять высоту ноты помогает детям научиться говорить.
Может быть вы замечали, что ребенок с первого года рождения не просто повторяет за вами звуки, а потом слова, а очень четко копирует интонацию, с которой вы говорите.
Были проведены исследования, в ходе которых восьмимесячным малышам и взрослым давали прослушать сложные музыкальные фразы. После того, как фраза игралась несколько раз, в нее вносили небольшие изменения и давали прослушать повторно. Какого было удивление ученых, когда они обнаружили: дети реагировали даже на небольшие изменения, на которые взрослые не обращали внимание.
Также доказано, что малыши помнят мелодии, которые мама слушала или пела во время беременности.
Еще один факт, подтверждающий эту версию: известно, что абсолютный слух сохраняется в странах, где говорят на тональных языках например, китайском. Тональный язык — это когда один и тот же звук обозначает разные буквы в зависимости от того, на какой высоте он произносится.
Не нужно непременно стремиться определить, есть ли музыкальные способности, нужно просто заниматься с малышом музыкой с рождения
Если вы хотите, чтобы у вашего малыша был хороший музыкальный слух, не нужно непременно стремиться определять его музыкальные способности. Нужно просто с самого рождения заниматься с ним музыкой, чтобы не утратить то, что дано от природы.
И начать можно с простых музыкальных игр. Предлагаем скачать одну из них — музыкально-математическую песенку «13 рыжих котят». Время игры — всего 10 минут!
А еще важно знать, что занятия музыкой с самого рождения нужны не только для того, чтобы в будущем вырос новый Моцарт, Паганини или Мария Каллас. Психологами доказано, что занятия музыкой оказывают прямое положительное воздействие на общее развитие ребенка. Подробно о воздействии музыки на ребенка читайте в этой статье >>>
Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро