5Июл2019

Как научить ребенка слушать и слышать

Распространенная проблема в воспитании детей — они вас вроде бы слушают, но не слышат. Ведь слушать и слышать это разные вещи. Умение слушать связано с концентрацией внимания и зависит от работы мозга, а умение слышать является функцией ушей. Именно умение слушать — один из основных коммуникативных навыков. 

Коммуникативные навыки очень важны для развития личности, поскольку именно они определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество.

У моего сына коммуникативный навыкодин из самых сильных. Как только Саша родился, моя подруга (профессиональный астролог) сделала его натальную карту и сказала: «Родился великий коммуникатор. Он будет успешен в профессиях, связанных с переговорами, выступлениями на сцене, общением с людьми».

И ее прогноз оправдался на 100%! Мы каждый раз удивляемся, как легко Саша устанавливает контакт и с детьми, и со взрослыми уже с первых минут знакомства, как здорово у него получаются коллективные виды спорта и как он закисает, если нет общения.

Почему важно слушать друг друга

Когда мы говорим о коммуникации, то первое, что представляется — это умение говорить, отстаивать свою точку зрения. Но все же главное — это именно умение слушать собеседника. А уж как нашим малышам нужен такой навык! Часто они тараторят без умолку.

Наверняка у вас были ситуации, когда вы начинали общаться с довольно приятным человеком, но уже через несколько минут общения хотелось от него сбежать. А всё потому, что он очень активно говорил и не давал вам вставить ни слова.

И, честно говоря, я в таких ситуациях оказываюсь именно тем человеком, который не дает вставить ни слова)) Я очень люблю поговорить и эмоционально о чем-то рассказывать. Чтобы не только говорить, но и слушать, мне приходится делать усилия, осознанно останавливая себя и направляя внимание на то, что говорит мой собеседник.

Существуют самые различные методики активного слушания, которые широко используются психологами, коучами, ведь для них главная задача — выслушать клиента. Но умение слушать крайне важно и для обычной жизни:

✅ Повышается уровень доверия к вам, потому что вы чувствуете, какие эмоции испытывает другой человек. Это переводит ваше взаимодействие на совершенно новый уровень;

✅ Когда вы общаетесь в каких-то сложных, конфликтных ситуациях по работе или в личной жизни, активное слушание помогает понять, что чувствует другой человек, и правильно направить разговор, чтобы быстрее прийти к взаимовыгодному выходу из ситуации;

✅ Вы начинаете гораздо глубже понимать людей, можете открыть для себя очень много нового и интересного в любом собеседнике, обогатить общение. Это может послужить основой для долгой дружбы.

Но не все виды активного слушания можно считать эффективными:

➖ псевдослушание (имитация внимания): человек не слушает собеседника, но делает вид, что слушает. Он может поддакивать, иногда вставлять реплики, может даже быть контакт глаз, но при этом ощущается, что он погружен прежде всего в свои собственные размышления и не вникает в то, что говорит собеседник;

➖ агрессивное слушание: человек не дает вставить ни слова, перебивает, не дает закончить мысль;

➖ избирательное слушание: человек включается в беседу, когда она ему интересна, а в остальное время витает в своих мыслях.

Как научиться активно слушать?

Как же научить наших малышей активно слушать собеседника, да и нам самим этому научиться?

  1. Прежде всего — развивать в целом умение слушать, для начала звуки окружающего мира: шум дождя, скрип двери, пение птиц. И, конечно, активно слушать музыку, сосредотачивая внимание на том, что звучит, какие образы возникают, а не просто ставить ее фоном.
  2. Тренировать умение не перебивать собеседника. Лучше всего это делать с помощью игры. Например, устроить что-то наподобие базара, где игрушки будут тараторить, галдеть, перебивая друг друга.
  3. Использовать прием парафраз или пересказ — пересказывать мысль собеседника своими словами, чтобы понять, насколько верно вы ее истолковали. Отличный вариант — чтение вслух. Вы читаете отрывок из сказки, рассказа, а ребенок пересказывает, как он это понял. Если ребенок уже читает сам, можно меняться ролями слушателя и рассказчика.
  4. Не додумывать за собеседника, не досказывать его фразы — будьте слушателем, а не рассказчиком.
  5. Во время разговора сохранять зрительный контакт, сосредотачиваться на словах собеседника.
  6. Озвучивайте ребенку его чувства и эмоции. Так он учится понимать не только то, что происходит у него внутри, но и переживания других людей. 
  7. Покажите пример. Для этого прекрасно подойдет метод рефлекторного слушания. Вы внимательно слушаете ребенка и демонстрируете, что услышали и поняли его. Со временем он научится слушать так же, как и вы. 
  8. Понаблюдайте за ребенком. Чем ему нравится заниматься? Попросите его вас этому научить. Такое взаимодействие одновременно формирует у детей навык слушания и развивает его.

А какие секреты используете вы, чтобы активно слушать?

Учим слушать в музыкальной игре

Музыкальные игры — это отличный способ развивать умение малышей сосредотачиваться на том, что звучит — и при этом весело и интересно проводить время! 

Включите музыку и потанцуйте с ребенком. Предложите ему встать на носочки, когда играет нежная мелодия. Пусть он топает или марширует, когда слышит более громкую музыку. Попробуйте сыграть в игру «Заморозь-ка или Статуя», чтобы ребенок внимательно слушал, когда обрывается музыка и нужно быстро замереть на месте. 

Улучшить способность ребенка слушать и быть внимательным помогут разные учебные и развивающие песенки. Поиграйте в игру «Гаражи и машинки» с музыкой Моцарта. Чтобы открыть игру, перейдите по ссылке ниже в мой аккаунт Инстаграм, где я делюсь бесплатными материалами, играми и песенками.

Открыть музыкальную игру >>>

И у нас есть специальный курс «Лес музыкальных инструментов», который посвящен развитию коммуникативных навыков. Там малыши в первую очередь учатся слушать друг друга — при этом все происходит в интересных играх.

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро


4Июл2019

Сейчас я выбираю дополнительные занятия для своего сына Саши. Мы сходили на пробные занятия и решили выбрать 2 основных спортивных секции: восточные единоборства и баскетбол. Также, возможно, купим абонемент в бассейн и будем заниматься плаванием всей семьей по выходным.

Саша также очень любит танцевать, но ему нравятся спортивные танцы, и я решила, что отдам его, скорее всего, на следующий год, когда он станет постарше.

И, конечно, мне хочется более профессиональных занятий музыкой для моего сына.

Предвижу ваш вопрос: зачем куда-то отдавать ребенка на музыку, если мама музыкант? Главная причина — я хочу быть для своего ребенка прежде всего мамой, а не преподавателем.
Мамой, с которой интересно, весело, которая выступает как партнер по игре, а не заставляет что-то делать из-под палки. А музыкальные занятия — это большой труд. Конечно, это могут быть и легкие интересные игры, в которые мы регулярно играем с сыном, но с определенного возраста нам хотелось бы более профессионального и результативного подхода, и я не хочу быть для своего ребенка именно учителем музыки в полном смысле этого слова.

У нас в городе есть школа Сузуки, где изучают музыку с самыми маленькими детьми. В первый год у них идет общее музыкальное развитие, а на второй год — освоение музыкальных инструментов. Мы сходили на пробное занятие в самую младшую группу, занятие мне понравилось, но я поняла, что это именно то, чем я занимаюсь с моим ребенком с рождения: развитие чувства ритма, музыкальности, слуха, голоса в разнообразных играх. И Саше это очень легко далось, и он даже заскучал на занятии. На следующей неделе мы решили сходить на пробное занятие во 2 группу, более старшую.

Возникает вопрос: заниматься ли с ребенком дома или отдать его в развивающий центр?

У того и другого варианта есть свои преимущества.

Плюсы развивающего центра:

1 — у мамы появляется свободное время, она может переложить функцию обучения ребенка на другого человека. И даже если она ждет ребенка с занятий, она может в это время, например, почитать или пообщаться с друзьями в соцсетях. Хотя, например, в школе Сузуки все занятия проводятся вместе с родителями, они выполняют все задания вместе с детьми — и это очень интересная практика, которую я тоже использую в своих занятиях.

2 — с ребенком занимается профессионал, человек с большим опытом в этой области, который точно знает, как и что делать.

3 — ребенок находится в социальной среде, общается с другими детьми, учится социализации. Также групповая динамика помогает в развитии ребенка: он видит, что кто-то делает лучше, и старается тоже подтянуться.

Плюсы домашних занятий:

1 — в центре занятия длятся в течение часа, а то и 1,5-2 часов, что для дошкольников очень долго, они физически устают. А если еще есть нагрузка в детском саду, то получается переизбыток информации. Когда же занятия проводит мама дома, она может разбить их на несколько подходов по 1-2-5 минут: 5 минут постучать по кастрюлям какой-то ритм, когда готовит ужин, спеть песенку во время прогулки, 5 минут почитать перед сном, нарисовать простой рисунок, сделать поделку, попрыгать-потанцевать. То, что в клубе делают концентрированно за час, дома можно делать в течение дня.

2 — формируется тесная связь ребенка с мамой, он получает достаточное количество направленного внимания. И очень важно, чтобы мама не поучала, была не преподавателем, а именно веселой мамой, партнером по играм. Ребенок насыщается ее вниманием, общением со значимым взрослым, и это значительно сокращает количество детских капризов и истерик.

3 — экономия времени: не нужно никуда специально ехать на занятия. Например, школа Сузуки находится от нас довольно далеко, а я никак не могу заняться получением прав, поэтому добираться нужно на автобусе, который ходит не очень регулярно. Соответственно нужно выезжать заранее, планировать свое расписание, и здесь для меня очень важное преимущество домашних занятий в том, что заниматься можно в любое время, никуда не торопясь.

4 — экономия денег. Возможно, в вашем городе есть бесплатные секции, но в Италии дополнительные занятия — это довольно дорогое удовольствие. Коллективное занятие стоит 21 евро (около 1600 р.) в неделю, индивидуальное занятие с ребенком стоит 35 евро за полчаса (около 2600 р.). То есть в месяц 4 занятия по 1600 р. плюс 4 занятия по 2600 р.. Плюс расходы на дорогу — в нашем случае это еще 500-600 р. в неделю. Опять же, домашние занятия позволяют значительно сэкономить в этом плане.

ИТАК, РЕЗЮМЕ. Как это часто бывает, оптимальна золотая середина. Здорово, когда есть возможность сочетать и посещение кружков, и домашние занятия. В дошкольном возрасте, до 5-7 лет, главное обучение происходит через родных: маму, папу, бабушку, возможно няню, также в детском садике, если повезло с педагогами. А кружки — это уже некое дополнение.

Ребенок точно может жить и нормально развиваться без кружков и не может без общения со значимым взрослым.

Но важно, чтобы это было удовольствием и для вас, и для него, а не просто обязаловкой! Еще раз повторю свой любимый девиз: развитие ребенка через хобби мамы. Важно найти дело, которое доставляет удовольствие вам обоим и через которое вы можете развивать вашего ребенка.

И прямо сейчас предлагаю поиграть с ребенком в музыкально-математическую игру «13 рыжих котят». Время игры — всего 10 минут!

Скачать музыкальную игру >>>

А как вы считаете, лучше заниматься дома или отдавать ребенка на занятия в развивающий центр? Поделитесь в комментариях!

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро


3Июл2019

У всех разное отношение к просмотру ребенком мультфильмов, видео из Ютуб, игр на компьютере и телефоне. Кто-то запрещает ребенку до определенного возраста, кто-то, наоборот, не видит в этом особых проблем, и ребенок сам решает, что и когда смотреть.

В этот статье я хочу рассказать вам о моем отношении к мультфильмам. Я не претендую на мнение в последней инстанции, ни в коем случае не призываю делать, как я. Просто рассказываю о том, что я думаю по этому поводу, и надеюсь, что мой взгляд может кому-то помочь.

Баба-яга против

Для начала точно хочу определить — что я считаю для ребенка вредным:

  1. это просмотр мультфильмов и игр с утра до вечера без ограничений;
  2. просмотр дурацких видео с Youtube, где много всякого хлама;
  3. просмотр даже фоном фильмов с жесткими сценами, не говоря уж о всяких страшных фильмах, от которых у ребенка потом кошмары по ночам;
  4. прослушивание и просмотр, даже фоном, новостей. К сожалению, современное телевидение ориентируется в основном на плохие новости. Кто кого убил, отравил, какие катастрофы произошли, и все это разбирается в подробностях. Не знаю, как в России, но в Италии новости похлеще любого фильма ужасов;
  5. любые игры со «стрелялками», где есть убийство, даже если это шуточные сцены. Понятно, что такие игры не будут родители ставить ребенку в 3 года, но я знаю, что есть такие случаи, когда родители детей постарше дают играть во всякие стрелялки.

При этом не обязательно, чтобы ребенок именно смотрел. Играть или смотреть телевизор может папа. Ребенок может просто находиться в комнате и играть где-то в своем углу. Даже если он не показывает своей заинтересованности, то все равно слышит и воспринимает информацию.

А что же можно?

С тем, что точно нельзя, разобрались, а теперь — что же можно…

Здесь, безусловно, каждый родитель решает, что лучше его ребенку. Я в первый раз показала мультики сыну где-то в 1,5 года. Это были мультфильмы, адаптированные для маленьких детей, я четко отслеживала время просмотра. Но это был такой кайф — получить несколько свободных минут, когда я просто могла вдохнуть, пока ребенок смотрел мультфильм.

В Италии есть традиция, которая мне очень нравится — обедать и ужинать всей семьей, за красиво сервированным столом, смеяться, обсуждать события дня. В моем детстве все вместе за стол садились только по большим праздникам, а в остальное время у каждого был свой график, да и в небольшой кухне нашей квартиры разместиться семьей с 3 детьми было просто не реально!

Когда в нашей семье родился Саша, чудесная традиция совместных ужинов полетела в тартарары… Мой сын с рождения очень активный, он очень рано начал ползать, сидеть, ходить, бегать, прыгать, говорить. И когда вечером приходил папа после работы, то его активность возрастала в десятки раз. Ужин каждый раз проходил как цирковое представление. И когда в 1,5 года мы в первый раз включили телевизор и нормально вместе поели, пока ребенок был увлечен мультфильмом, я от всей души поблагодарила человека, который изобрел мультфильмы.

После этого мультфильмы вошли в нашу жизнь.

Я не вижу смысла ограничивать ребенка полностью от мультфильмов и компьютерных игр. Он живет в современном мире и все равно с этим столкнется! А запретный плод — очень сладок. Но однозначно нужно корректировать, наблюдать и направлять ребенка в количестве времени за просмотром мультфильмов и в качестве того, что он смотрит. В своем проекте я тоже использую развивающие музыкальные мультфильмы. Перед тем как включить их в свои курсы, я проконсультировалась с детским нейропсихологом, специалистом по развитию мозга ребенка.
И при подготовке мультфильмов я ориентируюсь на следующие принципы:

  1. Мультфильмы идут не более 3 минут. Если содержание более долгое, тогда оно разбивается на несколько мультфильмов.
  2. В мультфильмах очень мало смены картинок и движений героев. Картинка часто статическая, что позволяет ребенку сконцентрировать свое внимание на звуке, а не только на видео-картинке. Сложные постановочные мультфильмы не очень полезны детям, чем проще — тем лучше.
  3. В мультфильмах есть интерактивное взаимодействие с ребенком, просьба его сделать что-то хорошее, выполнить какое-то творческое задание.
  4. В мультфильмах много хорошей музыки и сделан акцент на развитии слухового внимания ребенка.
  5. Конечно, содержание мультфильмов — адаптация для возраста ребенка.
  6. В моих мультфильмах очень много разных развивающих моментов, вопросов на логику и сообразительность ребенка, на расширение его кругозора.
Помните, что мультфильм — это ваш помощник, но мы рекомендуем после его просмотра еще раз проиграть ситуацию с ребенком, сделать маленький спектакль.
Для этого нужно взять распечатки героев и повторить содержание мультфильма, но уже в живой игре, маленьком музыкальном спектакле, а не на компьютере.

Смотреть или не смотреть мультфильмы — это решение родителей. Не забывайте про правила безопасности, если все же разрешаете ребенку смотреть мультфильмы и играть в игры.

Надеюсь, что мои мультфильмы принесут много радости детям и несколько свободных минут для родителей)

А как вы относитесь к просмотру мультфильмов детьми? Напишите в комментариях.

Музыкально-математическая игра «13 рыжих котят»

А прямо сейчас предлагаю посмотреть один из музыкальных мультфильмов, которые мы делаем специально для детей. Время просмотра — всего 5 минут! И также вас ждет простая математическая игра со смелыми котятами.

Перейдите по ссылке, введите свой имейл в форму — и материалы придут вам на почту через пару минут.

Скачать музыкальную игру >>>

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро


2Июл2019

Сегодня я расскажу о необычном старинном европейском инструменте Гиронда, или колесная лира, еще его называют харди-гарди)

На итальянских летних праздниках очень часто звучит старинная музыка и можно увидеть этот необычный музыкальный инструмент.

Этот рассказ с героями нотной семейки, куда уже без них) Но все же рассказ для детей от 5 лет и для взрослых. Хотя — я всегда удивляюсь, какие умные наши малыши. Вполне возможно, что и они поймут и запомнят звучание необычного инструмента.

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро


2Июл2019

Нотная семейка — это мое ноу-хау) Основная идея — это задействовать правое полушарие мозга ребенка — образное, фантазийное, творческое! При помощи интересных историй дети не только открывают для себя удивительный мир музыки, но и в целом активно развиваются.

Герои нотной семейки присутствуют во всех песенках, мультфильмах и курсах нашего проекта. И когда ребенок видит любимых героев, то воспринимает новую информацию очень быстро, потому что в историях, сказках и песенках участвуют хорошо знакомые герои. На наших курсах идет не только развитие музыкальных и творческих способностей ребенка, но и маленькие гении легко справляются с задачками на логику, начинают читать, считать, знакомятся с иностранными языками, активно двигаются, танцуют и познают этот мир!

Вот так просто — ребенок смотрит музыкальные мультфильмы, поет песенки с героями нотной семейки и развивается «между делом»)

Как выучить ноты с малышами

Героев нотной семейки я придумала еще 25 лет назад (о Боже… неужели уже столько времени прошло)))

Идея сделать каждой нотке и интервалу героя сказки пришла, когда я преподавала сольфеджио дошкольникам в подготовительной группе. Я создала свою методику еще в 1994 году, когда я придумала образы для каждой нотки и интервала.

Эффект был потрясающим!!! 6-летние дети в течение одного месяца выучили не только все ноты, но и музыкальные интервалы и легко их угадывали на слух.
Если вы учились в музыкальной школе, то знаете, какой это ужас — писать музыкальные диктанты и отгадывать звучащие интервалы. Обычно к этому приходят после 7 лет учебы в музыкальной школе!!! А в моей системе дети за 1 месяц легко и просто достигали результатов, вместо мучительных 7 лет занятий сольфеджио. И в проекте Дом музыки даже 2-летние малыши, которые еще и говорить толком не умеют, уже знают все нотки. Как вам?

25 лет назад я действовала исключительно интуитивно. Сейчас я понимаю, в чем дело! Об этом читайте в статье «Цветные ноты».

А сейчас предлагаю поиграть с нотной семейкой и веселыми котятами, которые спасут нотный домик от наглых мышей! Чтобы открыть музыкально-математическую игру, перейдите по ссылке ниже и введите свой имейл в форму. Песенка и игра придут вам на почту через пару минут.

Скачать музыкально-математическую игру >>>

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро


2Июл2019
А вы уже знакомы с нотной семейкой? Это герои нашего проекта: дедушка До, бабушка Ре, мама Ми-Ми, папа Фа, девочка Соль, мальчик Ля и собачка Си-Си.

Нотную семейку я придумала для своего проекта «Дом музыки Марии Шаро», в котором я сочиняю песни, придумываю музыкальные игры и мультфильмы о нотной семейке.

Нотки живут в волшебной стране Музыкальменте. Каждый раз я удивляюсь, с какой легкостью и интересом изучают ноты дети всех возрастов — и дошкольники, и даже 2-3 летние малыши!

С героями нотной семейки и их друзьями постоянно происходят какие-то приключения, и дети обожают смотреть музыкальные развивающие мультфильмы, петь нотные песенки — и при этом активно развиваются!

Посмотрите мультик и познакомьтесь поближе с нотной семейкой — спойте их веселые песенки!

У каждого героя свой цвет: дедушка До — красный, бабушка Ре – оранжевая, мама Ми-Ми – желтая, папа Фа – зеленый, девочка Соль – голубого цвета, мальчик Ля – синего, а собачка Си-Си – фиолетового.

Эти цвета подобраны не случайно. Дело в том, что существует специальная система обучения детей музыкальной грамоте при помощи цветов радуги. Эта система используется во всем мире. Нотная грамота — это условное обозначение звуков, и малышам сложно понять, что значат какие-то закорючки на линейках. А с цветами проще! Абстрактное звучание нот начинает приобретать ощутимый цветной образ. Подробнее об этом читайте в нашей статье>>>

А какой герой вам и малышам понравился больше всего?


1Июл2019

Наша подписчица, Наталья, задала такой вопрос:

«Я сама имею музыкальное образование, с детства пою, играю, поэтому для меня удивительно, почему моя дочка не хочет этого делать 🙂 Только что исполнилось 4 года. Мне странно, но она не интонирует (если поёт, то мимо нот 😅), и не пытается. Поёт, что и как Бог на душу положит )) Вы приводили пример с репетиторами: развивать сильное, а не тянуть за уши слабое. Я именно так и решила: ну нет склонности к пению — не буду заставлять. Сегодня слушала Ваш вебинар «Как развивать креативность» и подумала: а вдруг я не права и все же надо развивать это умение? Хотя, повторюсь, она не желает интонировать и редко хочет спеть готовую песню. Только то что сама придумает — что вижу, то пою»

Это важные вопросы, которые мне задают очень часто. Но нужно разделить их на 2:

1) Что делать, если ребенок не попадает в ноты?

2) Как заинтересовать ребенка пением? Что делать, если ребенок не хочет петь готовые песни, а просто сам что-то напевает?

В этой статье я отвечу на первый вопрос, а в одном из следующих на второй.

Это нормально, когда маленький ребенок не попадает в ноты!

Очень часто родители или педагоги, услышав пение ребенка, ставят диагноз: «у тебя нет слуха…», «ты поешь мимо нот»… И это так глубоко проникает в сознание и подсознание ребенка, что потом на всю жизнь остаются комплексы: «мне медведь наступил на ухо»… «лучше мне не петь» и т.д.

НО дело в том, что это нормально, когда маленький ребенок не попадает в ноты!

А вам когда-нибудь в жизни говорили, что у вас нет слуха и голоса? Если да, то напишите об этом в комментариях — кто и когда говорил вам эту ерунду!!!)))

Так в чем же причина, что дети не попадают в ноты?

Очень часто малыши голосом показывают только направление движения мелодии вверх или вниз, но поют как бы около нот. И причина этому — природа!!!

С точки зрения физиологии: в возрасте до 5 лет только формируется голосовой аппарат, связки тонкие и короткие. Гортань в 2,5 раза меньше гортани взрослого.
Извините за вокальную терминологию — связки (то, где у нас образуется звук в горле) смыкаются не плотно, не развит грудной резонатор. Именно поэтому голос ребенка несильный, дыхание в пении слабое и поверхностное, и отсюда и неточное попадание в ноты.

Требуется очень осторожное и бережное отношение к детскому голосу!

Для тех, кто знаком с музыкой — певческий диапазон детей в возрасте 3-4 лет от ми до си, должны быть короткие и удобные фразы для дыхания ребенка.

Поэтому для детей в этом возрасте не важно попадать в ноты!!! Важнее эмоциональный отклик на музыку, любовь к музицированию!

Конечно, есть малыши, которые начинают точно интонировать достаточно рано, но это не значит, что в будущем они станут великими музыкантами. И точно так же совершенно не значит, что если ребенок не попадает в ноты, то у него нет музыкального слуха.

В проекте Дом музыки я рассказываю о том, как научить малышей петь, как развивать их музыкальных слух и вокальные способности — учитывая при этом возрастные особенности ребенка и, самое главное, чтобы привить детям настоящую любовь к музыке!

Надеюсь, что на первый вопрос я ответила. Но самый интересный, конечно, вопрос второй! Как заинтересовать ребенка пением? Как не отбить у него любовь к музыке с детства, что часто происходит в музыкальных школах? Об этом в одной из следующих статей.

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро


1Июл2019

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать ноты цветными?!

Как работает эта разноцветная методика?

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане.

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье  “Тайны семи нот”.

Мир музыкальных звуков — волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

Методика изучения нот - радугаДо — красного цвета;
ре — оранжевого;
ми — желтого;
фа — зеленого;
соль — голубого;
ля — синего;
си — фиолетового.

Семь нот — семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно — это ноты по цветам радуги!

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Кто придумал соединить музыку и цвет

Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга

полушария мозгаСоответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру.

При чем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой — это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные:

цветные ноты

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки на одном из курсов!
ноты-машинки

А  еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

ноты-кружки

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

цветная клавиатура

Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. 

На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту?

Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

дети и нотыКогда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

На основе этой методике я придумала героев — нотную семейку. Это дедушка ДО, бабушка РЕ, мама МИ-МИ, папа ФА, девочка СОЛЬ, мальчик ЛЯ и собачка СИ-СИ. Вместе с героями в веселых музыкальных играх ребенок знакомится с удивительным миром музыки.

Предлагаем прямо сейчас послушать песенку о том, как смелые котята спасли нотный домик от наглых мышей! А заодно поиграть в музыкально-математические игры. Перейдите по ссылке ниже, введите свой имейл в форму — и через несколько минут игры и песенка придут вам на почту.

Скачать музыкальную игру >>>

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро


30Июн2019

Прежде чем перейти к основной теме нашей статьи, хочу рассказать историю мамы двухлетнего Никиты о том, как происходило его знакомство с нотками.

Светлана принимала участие в тренинге «Музыка дома» в 2015 году. На тренинге была неделя, на которой участницы и их малыши изучали нотки в увлекательных музыкальных играх. Прошло 3 месяца после окончания тренинга, и Светлана написала вот такое письмо:

Добрый день, Мария. Еще раз спасибо за музыкальный тренинг. Мой ребенок очень любит ваши песенки, и мы часто с удовольствием повторяем игры тренинга. Но сегодня хочу с Вами поделиться историей, которая потрясла нас с мужем. На Вашем тренинге была неделя, на которой мы учили ноты. Честно говоря, во время курса Никита не особенно заинтересовался темой нот. Остальные песенки и занятия были ему более интересны. Я подумала, что он слишком маленький и пока не понимает тему нот. Но мы всё же в ходе тренинга поиграли в игры с нотками, а потом отложили эту тему до лучших времен.

Сегодня я наблюдала удивительную картину. Мой ребенок играл с игрушками и вдруг напел все ноты по порядку. Значит всё, что было на курсе, он прекрасно понимал и запомнил информацию буквально с одного раза, ведь с тех пор мы песенку нот не повторяли!

Я вспомнила Ваши слова, что, занимаясь с ребенком, мы работаем не только на настоящее, но и на будущее. Значит все, чем мы занимаемся с малышами, действительно влияет на их развитие, даже если нам кажется, что они еще слишком маленькие.

Спасибо Вам огромное за то, что помогаете заложить нашим малышам музыкальные зернышки!

Именно так! Практически все малыши примерно с 2 лет (а некоторые и раньше) прекрасно понимают веселые игры с нотками, запоминают их звучание, могут сравнивать ноты по высоте, а некоторые малыши безошибочно называют ноту, только услышав её, что достаточно сложно сделать взрослому человеку. Так что освоить ноты для детей младшего возраста не составит особого труда, если использовать правильный подход!

ноты

В чем польза изучения нотной грамоты для малышей?

В этой статье я расскажу вам о том, какую пользу приносят музыкальные игры с нотками для развития творческих способностей, а также для развития интеллекта ребенка в целом.

Причина № 1 «ДО». Заинтересовать ребенка миром музыки

Самая главная задача любого музыкального занятия в раннем возрасте — это заинтересовать ребенка хорошей музыкой, пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах. Дело не в том, чтобы воспитать будущего гения, а в том, что мы закладываем основу будущих вкусов, формируем музыкальную любознательность. Поэтому главная цель изучения нотной грамоты для малышей — это создать яркие, позитивные ассоциации с миром музыки и заложить интерес к его изучению.

Причина № 2 «РЕ». Нотные игры — это весело и интересно!

Наверное, многие, кто учился в музыкальной школе, помнят предмет, на котором изучалась музыкальная грамота. Это страшное для многих слово — «сольфеджио»! Как правило, у таких людей возникают ассоциации, что это сложно, скучно и очень занудно. Но нотная грамота для малышей может стать очень увлекательной игрой, в которую ваш ребенок захочет играть каждый день!

В основе изучения нотной грамоты с малышами должна быть сказка и игра. В моей авторской методике малыши учат ноты в гостях у нотной семейки: дедушки ДО, бабушки РЕ, мамы МИ, папы ФА, сыночка СОЛЬ, доченьки ЛЯ и всеобщей любимицы собачки СИ.

Причина № 3 «МИ». Гармоничное развитие ребенка при помощи музыки

Музыкальные занятия с ребенком проводятся не только для развития музыкальных и творческих способностей, а прежде всего для гармоничного развития ребенка в целом. Кроме нотных игр музыкальные занятия включают в себя игры с цветами, формами, понятиями «высоко» и «низко» и многим другим. В результате, изучая ноты в игровой форме, вы очень активно развиваете логику и мышление ребенка.

Причина № 4 «ФА». Сохранение и развитие абсолютного слуха малышей

Учеными доказано, что многие малыши при рождении имеют абсолютный слух, которые дается для повышения выживаемости новорожденных. Но впоследствии дети теряют эту способность за ненадобностью. Малыши обладают очень тонким слухом и нужно просто сохранить эту врожденную способность благодаря простым музыкальным играм.

Причина № 5 «СОЛЬ». Развитие правого полушария ребенка

Самая эффективная методика изучения нот с детьми — это ассоциативные связи цветов, ярких сказочных образов с нотами. Подробно о методике цветных нот мы рассказываем в статье «Изучение нот с детьми: красочно и интересно!» В результате у малышей просто возникает образ цвета или сказочного героя, а происходит это благодаря работе правого полушария мозга. Оно не анализирует, не сравнивает звучание нот по высоте или длительности с другими, а реагирует образом, который моментально возникает в сознании. В результате происходит активное развитие фантазии, воображения и даже интуиции, за которое отвечает правое полушарие нашего мозга.

Причина № 6 «ЛЯ». Развитие певческих способностей

При изучении нот важно не только слышать их звучание, но и уметь петь ноты. Моя игровая методика изучения нот с маленькими детьми включает весёлые и очень простые песенки, которые учит ребенок. Любые мелодии, которые исполняет ребенок, развивают его речь и вокальные способности.

Причина № 7 «СИ». Хорошее настроение и удовольствие!

Развитие ребенка — это очень важно, но все же главное — это совместное время, которое проводят родители, бабушки и дедушки вместе со своими детьми. Для воспитания важны не указания родителей, а образ жизни, который считывает ребенок. Поэтому предлагаю вам добавить музыки и творчества в вашу семью!

Присоединяйтесь к нашим захватывающим музыкальным путешествиям!

Я надеюсь, что мне удалось донести до вас, что выучить ноты с ребенком — это совсем не сложно, очень интересно и увлекательно. Как любой язык начинается с алфавита, так и музыка начинается с нот. К тому же, играя в нотные игры с нашей творческой семейкой, вы будете погружаться в мир музыки и творчества все глубже и глубже, узнавать его с разных сторон.

В своем проекте я использую уникальную методику. Наши главные герои — это нотная семейка: дедушка ДО, бабушка РЕ, мама МИ-МИ, папа ФА, девочка СОЛЬ, мальчик ЛЯ и собачка СИ-СИ.

Предлагаем поиграть с нотками в музыкально-математическую игру «13 рыжих котят». Время игры — всего 10 минут!

Скачать музыкальную игру >>>

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро