Наша подписчица Анна Колесникова задала мне вопрос: можно ли с помощью музыки развивать внимание у дошкольника?
Для начала важно понять, что внимание детей отличается от нашего — у них очень короткий фокус внимания. И часто взрослые, не зная этой особенности, расстраиваются, что ребенок не может выполнить упражнение или долго чем-то заниматься. Также многое зависит от темперамента — чем ребенок активнее, тем короче будет фокус внимания.
Но при этом умение фокусировать, удерживать внимание на конкретной задаче — это очень важный навык, который необходим для любой работы, и его можно и нужно развивать.
Музыка — это волшебное средство, чтобы развивать у ребенка самые разные навыки, в том числе, конечно, внимание. Когда ребенок исполняет произведение, он должен быть полностью сконцентрирован на процессе, потому что приходится выполнять много задач — слышать музыку, контролировать ритм, работу пальцев, синхронизировать две руки, а если он еще и поет при этом, то происходит дополнительная работа мозга — контроль слов, музыки, голоса.
Получается, что даже в самой простой мелодии ребенок выполняет достаточно много задач. В этот момент как раз и работает его фокус внимания.
Как же развивать внимание с помощью музыки?
1. Первое — понять и принять тот факт, что у детей внимание работает по-особому, и для них 5 минут длятся гораздо дольше, чем для нас. Поэтому важно адекватно относиться к тому, что ребенок отвлекается.
2. Попробуйте засечь, сколько времени у ребенка держится фокус внимания на конкретных видах деятельности — сколько минут он рисует, лепит, читает. Поведите какое-то время такой дневник наблюдений. Важный момент: фокус внимания длится до того момента, когда ребенок в первый раз отвлекся. Если он посмотрел в окно, на игрушку — всё, фокус внимания улетел.
3. Нужно научить ребенка постепенно увеличивать этот фокус внимания на выполняемой деятельности, прибавляя время постепенно — по 30 секунд, по 1 минуте. Затем закрепляем результат и прибавляем еще.
Понаблюдайте и напишите, сколько минут ваш ребенок может заниматься разными видами деятельности — писать, читать, рисовать и т.д.