В наших группах ДОМузыка в сетях я провела опрос, какой интенсив-практикум провести в начале июня, и больше всего голосов за вариант “ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО, или как научить ребенка играть и заниматься самостоятельно и освободить время для себя. Стратегия и тактика”.

А у вас самостоятельный ребенок?, изображение №1

Я рада, что проголосовали за эту тему, потому что она меня очень волнует. Я всегда стремилась к тому, чтобы Саша рос самостоятельным мальчишкой, но в докарантинной жизни этот вопрос не стоял так остро. Объективно вместе мы проводили только выходные, а среди учебной недели сын был больше в общении с другими людьми — в садике, в школе, на разных кружках, и сложно было по-настоящему оценить его самостоятельность.

А когда уже 3 месяца сын учится дома, стало явно видно, что у Саши есть важнейший навык — САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБЫ И ИГРЫ!

Если вы думаете, что Саша спокойный, воспитанный, внимательный, положительный мальчик, который САМ старательно выполняет уроки — то оооочень ошибаетесь. С самого рождения он был сложным и “неудобным” ребенком. Когда ему было 3 года, моя сестра говорила, что только я со своим терпением могу его выносить, а у нее бы нервы не выдержали. И сейчас он также порой устраивает историки. Например, на днях, устроил истерику, изучая тему деления, которую он никак не мог понять со слов объяснения учителя (пока мама не вступила в процесс, но о том, как я его легко обучила умножению и делению, расскажу в отдельном посте). Вообще, он настоящий итальянец и эмоции у него очень сильные.

Но знаете, что я скажу: неудобный ребенок — это первый признак наличия в нем сильной самостоятельности.

Если вы думаете, что я мама, которая с утра до вечера занимается с сыном с рождения, то тоже сильно ошибаетесь. Я ленивая мама и выстраивала процесс занятий так, чтобы мне самой не напрягаться 🙂 Моя любимая система — занятия между делом, максимум по 15 минут в день.

И неожиданно я обнаружила классный побочный эффект моей методики — самостоятельность ребенка!

А что же такое самостоятельность?

А у вас самостоятельный ребенок?, изображение №2

Если расшифровать это слово, то получается САМ КРЕПКО СТОИТ! Самостоятельность — это наработанные нейронные связи мозга, это привычка, установки и образ мышления. Это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами.

Первый шаг — это самостоятельная игра, второй — самостоятельная учеба и домашние обязанности, дальше самостоятельное поступление в вуз и образование, ну а дальше самостоятельная жизнь. Все это звенья одной цепочки.

И при этом самостоятельность — это не талант или особенности характера. Самостоятельность — это наработанные нейронные связи мозга, это привычка, установки и образ мышления. Это то, чему можно научить ребенка!

А давайте попробуем провести экспресс-оценку самостоятельности вашего ребенка

Можете честно, а не для похвалы или чьей-то оценки ответить, насколько ваш ребенок на сегодняшний день самостоятельный.

Конечно, ориентируйтесь на возраст детей, у каждого свои возможности для самостоятельности, но об этом еще поговорим отдельно, пока просто оцените на ваш первый взгляд.

Ниже несколько критериев самостоятельности, прочитайте их и поставьте каждому балл от 1 до 10, где:

1 — ну, совсем не самостоятельный, постоянно ждет вашего совета или ободрения.

10 — это уже космос, когда ребенок вообще от вас не зависит.

Итак, ваш ребенок:

  1. ИГРАЕТ САМ (не вынужденно, а с удовольствием, проводит время один, что-то придумывает, сам заводит игру, разговаривает с героями, фантазирует). Здесь можно оценить не только качество, но и сколько времени ребенок может это делать.
  2. ОБСЛУЖИВАЕТ СЕБЯ — чистка зубов, зашнуровывает обувь, застилает кровать, одевается, выбирает, какую одежду надеть, и знает, где она лежит, может приготовить себе завтраки и т.д.
  3. ПОМОЩЬ ПО ДОМУ — накрыть на стол, убрать со стола, прибрать игрушки, положить посуду в посудомоечную машину и достать из нее (это уже для смелых), вытереть пыль, полить цветы, убрать за собой, если что-то рассыпал или разлил, и т.д.
  4. УЧИТСЯ САМ. Для школьников — может ли сам понять и выполнить домашнее задание, как часто вас дергает по пустякам, может ли сосредоточиться и сам организовать процесс учебы. Для дошкольников — может ли сам делать какие-то доступные для него развивашки.
  5. САМ БЕЗ ВАС — самостоятельно нахождение где-то без вас. Например, лагеря (уже для более старших, конечно), садик, школа, няня, ночевка у бабушки и дедушки. Как воспринимает разлуку с вами.

Итак, ваш ответ пишите в комментариях:

1) ИГРАЕТ САМ — балл

2) ОБСЛУЖИВАЕТ СЕБЯ — балл

3) ПОМОЩЬ ПО ДОМУ — балл

4) УЧИТСЯ САМ — балл

5) САМ БЕЗ ВАС — балл

ИТОГО — балл

Максимум 50 баллов, соответственно чем ближе ваш результат к этому числу, тем более самостоятельный у вас ребенок.

Второе очень важное задание — понаблюдайте за собой и напишите после итогового балла (или хотя бы подумайте), какие чувства у вас появлялись во время выполнения задания: грусть, а может быть злость, радость или печаль?

Мария Шаро

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *