На этой странице вы найдете бесплатные музыкальные игры для детей.

4Сен2019

Речь ребенка лучше всего развивать в интересных играх!

🎵 Предлагаем сегодня поиграть в веселую игру «Попугай». Всё очень просто! Вы произносите какой-то звук, слово или фразу, а ребенок должен повторить. А потом поменяйтесь — ребенок говорит, а вы за ним повторяете!

😆 Чем необычнее будут звуки и фразы, тем веселее))

Попробуйте! И напишите в комментариях, что у вас получилось.


5Июл2019

Как научить ребенка слушать и слышать

Распространенная проблема в воспитании детей — они вас вроде бы слушают, но не слышат. Ведь слушать и слышать это разные вещи. Умение слушать связано с концентрацией внимания и зависит от работы мозга, а умение слышать является функцией ушей. Именно умение слушать — один из основных коммуникативных навыков. 

Коммуникативные навыки очень важны для развития личности, поскольку именно они определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество.

У моего сына коммуникативный навыкодин из самых сильных. Как только Саша родился, моя подруга (профессиональный астролог) сделала его натальную карту и сказала: «Родился великий коммуникатор. Он будет успешен в профессиях, связанных с переговорами, выступлениями на сцене, общением с людьми».

И ее прогноз оправдался на 100%! Мы каждый раз удивляемся, как легко Саша устанавливает контакт и с детьми, и со взрослыми уже с первых минут знакомства, как здорово у него получаются коллективные виды спорта и как он закисает, если нет общения.

Почему важно слушать друг друга

Когда мы говорим о коммуникации, то первое, что представляется — это умение говорить, отстаивать свою точку зрения. Но все же главное — это именно умение слушать собеседника. А уж как нашим малышам нужен такой навык! Часто они тараторят без умолку.

Наверняка у вас были ситуации, когда вы начинали общаться с довольно приятным человеком, но уже через несколько минут общения хотелось от него сбежать. А всё потому, что он очень активно говорил и не давал вам вставить ни слова.

И, честно говоря, я в таких ситуациях оказываюсь именно тем человеком, который не дает вставить ни слова)) Я очень люблю поговорить и эмоционально о чем-то рассказывать. Чтобы не только говорить, но и слушать, мне приходится делать усилия, осознанно останавливая себя и направляя внимание на то, что говорит мой собеседник.

Существуют самые различные методики активного слушания, которые широко используются психологами, коучами, ведь для них главная задача — выслушать клиента. Но умение слушать крайне важно и для обычной жизни:

✅ Повышается уровень доверия к вам, потому что вы чувствуете, какие эмоции испытывает другой человек. Это переводит ваше взаимодействие на совершенно новый уровень;

✅ Когда вы общаетесь в каких-то сложных, конфликтных ситуациях по работе или в личной жизни, активное слушание помогает понять, что чувствует другой человек, и правильно направить разговор, чтобы быстрее прийти к взаимовыгодному выходу из ситуации;

✅ Вы начинаете гораздо глубже понимать людей, можете открыть для себя очень много нового и интересного в любом собеседнике, обогатить общение. Это может послужить основой для долгой дружбы.

Но не все виды активного слушания можно считать эффективными:

➖ псевдослушание (имитация внимания): человек не слушает собеседника, но делает вид, что слушает. Он может поддакивать, иногда вставлять реплики, может даже быть контакт глаз, но при этом ощущается, что он погружен прежде всего в свои собственные размышления и не вникает в то, что говорит собеседник;

➖ агрессивное слушание: человек не дает вставить ни слова, перебивает, не дает закончить мысль;

➖ избирательное слушание: человек включается в беседу, когда она ему интересна, а в остальное время витает в своих мыслях.

Как научиться активно слушать?

Как же научить наших малышей активно слушать собеседника, да и нам самим этому научиться?

  1. Прежде всего — развивать в целом умение слушать, для начала звуки окружающего мира: шум дождя, скрип двери, пение птиц. И, конечно, активно слушать музыку, сосредотачивая внимание на том, что звучит, какие образы возникают, а не просто ставить ее фоном.
  2. Тренировать умение не перебивать собеседника. Лучше всего это делать с помощью игры. Например, устроить что-то наподобие базара, где игрушки будут тараторить, галдеть, перебивая друг друга.
  3. Использовать прием парафраз или пересказ — пересказывать мысль собеседника своими словами, чтобы понять, насколько верно вы ее истолковали. Отличный вариант — чтение вслух. Вы читаете отрывок из сказки, рассказа, а ребенок пересказывает, как он это понял. Если ребенок уже читает сам, можно меняться ролями слушателя и рассказчика.
  4. Не додумывать за собеседника, не досказывать его фразы — будьте слушателем, а не рассказчиком.
  5. Во время разговора сохранять зрительный контакт, сосредотачиваться на словах собеседника.
  6. Озвучивайте ребенку его чувства и эмоции. Так он учится понимать не только то, что происходит у него внутри, но и переживания других людей. 
  7. Покажите пример. Для этого прекрасно подойдет метод рефлекторного слушания. Вы внимательно слушаете ребенка и демонстрируете, что услышали и поняли его. Со временем он научится слушать так же, как и вы. 
  8. Понаблюдайте за ребенком. Чем ему нравится заниматься? Попросите его вас этому научить. Такое взаимодействие одновременно формирует у детей навык слушания и развивает его.

А какие секреты используете вы, чтобы активно слушать?

Учим слушать в музыкальной игре

Музыкальные игры — это отличный способ развивать умение малышей сосредотачиваться на том, что звучит — и при этом весело и интересно проводить время! 

Включите музыку и потанцуйте с ребенком. Предложите ему встать на носочки, когда играет нежная мелодия. Пусть он топает или марширует, когда слышит более громкую музыку. Попробуйте сыграть в игру «Заморозь-ка или Статуя», чтобы ребенок внимательно слушал, когда обрывается музыка и нужно быстро замереть на месте. 

Улучшить способность ребенка слушать и быть внимательным помогут разные учебные и развивающие песенки. Поиграйте в игру «Гаражи и машинки» с музыкой Моцарта. Чтобы открыть игру, перейдите по ссылке ниже в мой аккаунт Инстаграм, где я делюсь бесплатными материалами, играми и песенками.

Открыть музыкальную игру >>>

И у нас есть специальный курс «Лес музыкальных инструментов», который посвящен развитию коммуникативных навыков. Там малыши в первую очередь учатся слушать друг друга — при этом все происходит в интересных играх.

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро


4Июл2019

Вчера мой сын Саша (на момент на писания статьи ему не было и 6 лет) рассказал мне перед сном интересную историю о наших эмоциях. А принес он ее из своего детского садика, в котором есть программа развития эмоционального интеллекта.

Не так давно, ещё в прошлом веке, считалось, что существует единственный вид интеллекта — логико-математический. Теперь известно, что видов интеллекта гораздо больше, и среди них – эмоциональный интеллект. Это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные.
Ребята в садике на протяжении прошлого года занимались с музыкальным терапевтом, через музыку и танцы они учились понимать, что с ними происходит, осознавали собственные эмоции. (Подробно об этой методике я расскажу в отдельной статье.)

В этом году программа была усложнена. Дети изучали не только базовые эмоции, они учились осознавать свое эмоциональное состояние в течение дня и фиксировать его.

И результатом этих занятий я была потрясена.

Перед сном мы с сынишкой разговариваем о том, как прошел день, что происходило, что было хорошего и интересного. Вчера Саша рассказал мне историю о том, что его душа — будто огромный шкаф, в котором есть много ящичков. В каждом ящичке живет какая-то эмоция или настроение. И Саша рассказал мне о прошедшем дне с точки зрения эмоционального интеллекта. Я приведу вам его рассказ.

Рассказ Саши (оценка событий с точки зрения эмоционального интеллекта)

«Когда мы проснулись утром, я открыл ящичек, который назывался «радость», ящичек с названием «любовь» и ящичек «нежность». Потом мы с мамой позавтракали, и я открыл ящичек с названием «удовольствие», потому что завтрак был очень вкусным.

После завтрака мы с мамой рисовали нотки, и я открыл ящички «радость» и «интерес», и снова ящичек «удовольствие» от творческого задания.

Потом мы с мамой вместе готовили торт и пекли вкусное печенье, и открылся ящичек, где было много-много счастья, потому что мне нравится готовить вместе с моей мамой.

А потом, мама, ты открыла ящичек «грусти» и маленький ящичек «раздражения», потому что, когда мы достали торт, я съел его верхушку. А ты не хотела, чтобы я съел верхушку торта, чтобы он остался красивым. И ты была грустной. (А ведь это была моя мимолетная эмоция, о которой я даже забыла!)

Потом пришел папа, и мы показали ему, какое вкусное печенье и торт мы сделали. И папа тоже открыл ящички радости и счастья.

Мы вместе пообедали и опять открыли ящичек удовольствия, потому что обед был очень вкусным.

Потом мы пошли спать. Когда я лежу рядышком с мамой, я всегда открываю огромный ящичек любви и нежности.

Когда я проснулся, я поцеловал мамочку и снова открыл мой ящичек счастья.

А потом ко мне пришел мой друг Томазо, мы вместе играли в машинки и открывали разные ящички: интереса, удовольствия, радости, смеха. А потом Томазо потерял свою любимую машинку, и тогда он открыл плаксивый ящичек грусти, и мне тоже стало грустно, и я тоже открыл ящичек грусти.

После этого мы все вместе поехали в ресторан, и у меня был открыт ящичек радости. А на детской площадке ресторана я случайно встретил своего лучшего друга из садика Изое! И тогда у меня открылся огромный ящик счастья и радости. Мы бегали, прыгали, ползали по лабиринтам. Мой ящик радости был огромным! Я скушал свою любимую пиццу Маргариту, и в это время был открыт мой ящичек удовольствия.

После этого мы приехали домой.

Перед сном, как обычно, мы с мамой читали книжку. Сегодня была сложная книжка, на трех разных языках: на английском, итальянском и русском. Но у меня открылся ящичек интереса, потому что мне очень интересно читать книжки вместе с мамой.

А сейчас мы лежим и разговариваем с тобой о наших шкафчиках, и у меня открыт огромный-преогромный ящик любви, потому что я тебя очень люблю, мамочка!»

Вот такую историю поведал мне мой сынуля. Я была потрясена!

А вы умеете отслеживать свои эмоции?

Я очень эмоциональный человек. Мне всегда казалось, что я умею переживать эмоции, умею их чувствовать и показывать. Но, начав заниматься программами по развитию эмоционального интеллекта, я поняла, что в этой сфере необходимо постоянно развиваться, важно постоянно тренироваться ощущать свои собственные эмоции, уметь их распознавать, осознавать их в моменте (что я чувствую, почему я это чувствую?). И нужно тренировать эмпатию – способность понимать эмоции и настроение окружающих. Этим я и занималась весь прошлый год.

Не только я, но и мой сын. А вы?

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро


4Июл2019

В статье “Итальянский детский сад. Мои впечатления”  я рассказала об общем устройстве детского садика в Италии. А сегодня поделюсь тем, как год назад у нас проходила интеграция при первом посещении детского сада.

Шаг № 1 Первое знакомство с детским садом

Запись в детский сад происходит в феврале. В этот момент родителям предлагают совершить небольшую экскурсию. И также обязательно советуют привести на экскурсию ребенка до момента начала учебного года. Я со своим сыном с удовольствием воспользовались этим приглашением, и в июне мы в первый раз сходили в садик. После этого мы по рекомендации воспитателей напоминали ребенку все лето о том, что осенью он пойдет в детский сад. Кроме этого, мы специально проезжали мимо несколько раз за лето, чтобы Саша посмотрел на классный садик, куда он будет ходить.

Шаг № 2 Родительское собрание и инструктаж

Учебный год в Италии начинается где-то со второй недели сентября, и перед этим было родительское собрание, на котором рассказали о школе и провели подробный инструктаж по тому, как нужно подготовить ребенка к интегрированию.

Шаг № 3 Интеграция в смешанные группы

В статье “Итальянский детский сад. Мои впечатления” я рассказывала о том, что группы смешанные и поэтому в каждую группу приходят всего 5 новых детей. Это очень грамотный подход, потому что нет новой группы из 25 ребятишек, которые в голос заливаются слезами и с ревом провожают родителей.

Но даже 5 детей вводятся в группу не в 1 день, а постепенно. Делается специальное расписание — 1 новый ребенок в 3 дня. В этом случае воспитатель сосредотачивается на новом ребенке и помогаем ему войти в группу, уделяя все свое внимание.

Шаг № 4 Первый день — вместе с мамой

В первый день советуют быть маме вместе с ребенком. Показывают группы, игрушки в течение 1 часа и наблюдают за ребенком. Если все хорошо, то переходят к следующему шагу.

Шаг № 5 Второй день — 1 час

Во второй день мама уже оставляет ребенка, но на 1 час. Это важное правило. Даже если ребенок чувствует себя хорошо, все равно можно оставить только на 1 час. У меня была ситуация, что Саша плакал не тогда, когда я уходила, а когда ему нужно было через час уходить из садика. Но опять идет внимательное наблюдение за ребенком.

Шаг № 6 Постепенное увеличение времени до 3 часов

Если все прошло хорошо, то на третий день время увеличивается до двух часов и на четвертый до трех — до времени первого окна, когда можно забрать ребенка, т.е. до 11.30.

Шаг № 7 Закрепление времени “до обеда”

После этого в течение недели можно оставлять ребенка до этого времени, но не позже. Опять идет внимательное наблюдение.

Шаг № 8 Первый обед

Если все идет хорошо, только через неделю можно оставить ребенка на обед, но лишь при условии, что в этот день нет других детей, которые только начинают ходить в детский сад.

Шаг № 9 Закрепление времени в садике с 9 до 13.30

После этого опять идет минимум 2-недельное закрепление времени, когда ребенок находится в садике после обеда. Количество времени зависит от состояния малыша, и за ним все это время внимательно наблюдают.

Шаг № 10 Дневной сон

И только через месяц после начала, если все проходит спокойно и благополучно, можно оставить ребенка также на дневной сон.

Такое правило действует для всех детей. Воспитатели нас предупредили, что важно не смотреть на то, как реагирует ребенок. Ему может очень нравиться детский сад и у него может быть желание сразу же остаться на полный день. Но это будет слишком большая нагрузка на психику ребенка, слишком много нового, хотя он сам этого не осознает.

Чем более медленной будет интеграция, тем более спокойным будет год в садике. А если поторопиться, то вначале может быть все классно, но через время ребенок может отказаться ходить в сад или возникнут другие проблемы.

Результат такой системы был положительным. Саша прошел очень мягкую интеграцию, плакал за все время только 1 раз и только за компанию с одной девочкой.

Да, такая система требует времени и внимания родителей. Да, такая система возможна только если ребенок приходит в уже сформированную группу адаптированных детей. Да, когда у воспитателя есть возможность уделить индивидуальное время ребенку.

Но мне кажется, что здоровье и психика наших детей этого достойны.

А как у вас происходит или происходила адаптация ребенка к детскому саду или школе? Напишите в комментариях.

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро


4Июл2019

Наступила осень, праздники 1 сентября, букеты преподавателям, надежды и страхи мам и малышей. Я живу уже 7 лет в Италии, и год назад мой сын первый раз пошёл в итальянский детский сад. Вокруг меня очень много обсуждений этой темы, я начала рассказывать о своём итальянском опыте и по огромному количеству вопросов поняла, что это важная тема, которая может пригодиться многим, и поэтому решила написать 2 статьи. В одной я расскажу, как в целом устроен итальянский садик, а в другой — как проходит адаптация к детскому садику новых детей.

Прежде всего давайте договоримся: я не сравниваю Италию и Россию. Государственный Детский сад в Москве и в каком-то небольшом городе России могут быть разными планетами. Так и в Италии очень большая разница между Севером и Югом, крупными городами и провинцией.

Поэтому мой рассказ будет исключительно о моем личном опыте. Я буду рассказывать о небольшом провинциальном детском садике, который в Италии называется Школа матерна.

Как у них все там устроено?

В детский сад дети ходят примерно с 3 до 6 лет, а в 6 уже идут в школу. Но в отдельных случаях могут принять ребенка в 2,5 года и завершить обучение в садике в 6,5 лет, т.к. возраст определяется по году рождения, а не на момент начала школы.

В нашем садике около 100 детей, которые разделены на 4 группы. Помещение садика новое, красивые витражные окна, полы с подогревом, большая территория для прогулок и даже собственная кухня, что является редкостью для Италии.

В каждой группе 2 воспитательницы и 1 помощница-няня. Садик у нас государственный, бесплатный. Мы оплачиваем только обеды — 4 евро, и только за те дни, когда ребенок был в садике.

Интересная особенность итальянских садиков — все группы разновозрастные, и в одной группе находятся дети от 2,5 до 6,5 лет.

У вас может быть возникнуть вопрос: а как же происходят занятия в таких группах, ведь уровень детей совершенно разный? Дело в том, что все занятия проводятся в первой половине дня, до 12 часов. В это время группы переформируются по возрастам и преподаватели проводят занятия, которые называются лаборатории — например, по музыке, спорту, биологии, чтению, психомоторике и т.д. Каждый преподаватель садика (всего их 8) берет себе один предмет и в течение года ведет по нему детей.

Все остальное время: свободной игры, обеда, прогулок, сна — в одной группе дети разного возраста.

Я общалась с преподавателями, и они в голос говорят о положительных эффектах такой системы. Младшие тянутся за старшими, а старшие учатся помогать и заботиться о младших.

Такой принцип формирования групп не обязателен в Италии, но многие работают именно так.

Строгая дисциплина

Меня поразила строгая дисциплина в итальянском садике. Итальянцы не очень пунктуальная нация, но в школе все очень серьезно.

Утром детей приводят с 8 до 9. В 9 утра закрываются двери, и опоздавших просто не пускают! Это очень организует) Для такой позиции есть строгая аргументация. Утро — самое лучшее время для занятий, и они начинаются ровно в 9.10. Опоздавший ребенок не только сам не сможет включиться в работу, но и будет отвлекать всю группу. Конечно, бывают исключения, если нужно утром попасть к врачу, но об этом договариваются заранее и обговаривается время, когда можно привести ребенка.

Такое же жесткое ограничение по времени на то, когда дети могут выйти из сада. Это 3 временных окна:

1. 11.45 — в течение 15 минут до обеда;
2. 13.30 — 13.45 — после обеда;
3. 16.00 -16.30 — когда за всеми приходят родители.
Если родители не успевают в это время, то проводятся серьезные беседы. В общем, за дисциплиной следят очень жестко, и я считаю, что это хорошо, потому что очень организует с раннего возраста.

Еще интересный момент — как воспитатели контролируют процесс передачи детей в руки родителей.

К определенному часу все родители собираются около садика и, когда двери открываются, заходят в холл. В этот момент все дети, которых родители должны забрать во временное окно, сидят на стульчиках в коридоре.

Никто не бегает, не отвлекается, все сидят и ждут, когда придут родители. Это позволяет учительнице проследить, что за ребенком приходит родитель или уполномоченное лицо по письменной доверенности, даже в суете сбора из садика.
И в нашем садике даже существует специальный ритуал: когда ребенок видит маму или папу, он должен подойти к воспитателю и ударить его по ладони — “дать пять”. Благодаря этому простому действию воспитатели приучают детей фиксировать момент ухода к родителям и никто не теряется из виду.

Очень строго следят за тем, кто забирает ребенка. Это могут делать исключительно родители или другие люди на основании письменно оформленной доверенности.

В садике очень много разных занятий — различные виды творчества, музыкальная терапия, психомоторика, биология, подготовка к школе.

В целом царит очень дружелюбная атмосфера, уважительное отношение и к воспитателям, и к детям, и к родителям.

Плюсы и минусы

Единственно, что мне ужасно не нравится, что не запрещается приводить больных детей. То есть воспитатели не имеют права отказать в приеме ребенка, у которого температура, дизентерия или дажи вши — о ужас! И справка от педиатра, что ребенок здоров, не требуется. Результат — конечно, множество болезней.

Воспитатели говорят, что мы не имеем право это делать. С моей точки зрения — это дурацкая европейская толерантность, которая уже переходит границы адекватности.

В то же время, что мне очень нравится, в детском садике есть особенные дети с серьезными болезнями. Они занимаются с обычными детьми, вместе играют, помогают им, и это с раннего возраста формирует милосердие и нормальное отношение к особенным детям. А больным детишкам проще с детства социализироваться.

Конечно, как и в любом садике, и в России, и в Италии, многое зависит от конкретного руководителя и воспитателей — как повезет. Могу сказать, что мне повезло. У нас очень хороший садик, у руководства доверительные отношения с родителями, если возникают какие-либо проблемы, нам об этом сообщают, советуются. Воспитатели регулярно проходят переквалификацию, посещают различные курсы.

В целом общее впечатление очень положительное, мой сын ходит в садик с удовольствием, и это самый главный показатель.

А о том, как у нас проходила в прошлом году адаптация при первом посещении детского садика, я расскажу в статье “Европейский опыт мягкой адаптации ребёнка к детскому саду”.

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро


4Июл2019

Наш первый опыт в музыкальной школе Сузуки

На прошлой неделе состоялось первое занятие моего сына в музыкальной школе Сузуки. Мне очень понравились преподаватели в этой студии, и было интересно видеть, как откликнулся на их методику мой сын. И я готова поделиться с вами своими наблюдениями и выводами.

Метод обучения детей музыке японского музыканта и педагога Шиничи Сузуки основан на принципе, что все дети обладают способностями, и каждый ребенок может научиться игре на музыкальном инструменте подобно тому, как он обучается родному языку, начиная с раннего детства.

Я занимаюсь с ребенком музыкой, начиная с беременности и рождения. И полностью согласна с утверждением, что абсолютно все дети обладают особой музыкальной чувствительностью, воспринимают музыку часто даже более глубоко, чем взрослые.

У вас может возникнуть вопрос: зачем посещать музыкальную школу, если мама музыкант и автор проекта по музыкальному развитию детей? Я уже подробно писала про оптимальное сочетание посещения музыкальной школы и домашних занятий в этой статье >. У обоих путей есть свои преимущества, и их разумное сочетание поможет правильно выстроить общее музыкальное развитие ребенка.

Думаю, что я в любом случае продолжу заниматься музыкой со своим сыном. Мы вместе поем, танцуем, делаем много развивающих упражнений, но с определенного возраста, когда идут уже серьезные занятия на музыкальных инструментах, мне хотелось бы, чтобы занятия вел преподаватель, который специализируется именно на этом инструменте и владеет определенной методикой преподавания детям. Также для моего ребенка очень важны коллективные занятия, а не только наши индивидуальные игры, что можно получить только в студии.

Поэтому мы решили попробовать заниматься в музыкальной школе Сузуки, и на прошлой неделе состоялись наши первые занятия.

День первый. Групповое музыкальное занятие

Мне очень понравилась методика, и мне было приятно, что она совпадает с моим подходом к занятиям с детьми, о котором я рассказываю в своем проекте. Это развитие в игровой форме музыкальности, чувства ритма, слуха и голоса, когда все пронизано игрой, движением, а не как в советском детском саду, когда все должны смирно сидеть на стульчиках.

Хочу отметить еще несколько моментов, которые мне понравились в школе Сузуки:

  • Звучит много живой музыки, живой аккомпанемент.
  • Доброжелательная обстановка.
  • Достаточно высокий темп занятия. Малышам не давали опомниться, как уже начиналась следующая игра.
Очень важно, что занятия проходят с участием родителей.
И родители с огромным удовольствием прыгают, как зайчики, ползают, как слоны, маршируют с разными темпами, поют все песенки, хлопают в ладоши. Совместные с родителями занятия проводятся не только для маленьких детей, такой метод преподавания используется на протяжении всего обучения в школе.

Это то, о чем я не устаю повторять: совместное хобби, совместный интерес к чему-либо соединяет детей и родителей крепкими нитями. И еще раз я убедилась, как важно не просто отдать ребенка в развивающий центр, а заниматься вместе с ним и вместе получать удовольствие от музыки.

Было очень много движения, все игры включали в себя какие-то танцы, ритмы — и это очень важно для маленьких детей. Малышам не давали опомниться, как уже начиналась следующая игра. 40 минут урока пролетело мгновенно!

Как воспринял школу мой сын? Саше было очень просто, он естественно включился в занятие: прохлопал все ритмы, пропел все песенки, моментально включался в игры.

Многие дети, пришедшие в первый раз, очень стеснялись, прятались, старались быть поближе к маме — им было достаточно тяжело включиться в процесс. Конечно, многое здесь зависит от музыкальных навыков, но также и от темперамента ребенка, от уровня его социализации.

Результат: это занятие понравилось и мне, и моему ребенку; оказалось, что те приёмы, которые я применяю на своих курсах, используются и в школе Сузуки.

День второй. Индивидуальный урок игры на гитаре

В этой школе было на выбор несколько музыкальных инструментов: фортепиано, флейта, гитара и скрипка. И когда я спросила у Саши, на каком инструменте он хотел бы играть, он не задумываясь ответил: на гитаре. Ну что же, мы решили попробовать!

Мне было очень интересно, чем школа Сузуки отличается от обычной музыкальной школы.

  • Во-первых, родители присутствуют на уроке.

Маму не выставляют за дверь, как это часто происходит в наших музыкальных школах. Родители видят, как занимается ребенок, ребенок чувствует поддержку. Учитель дает домашнее задание и рассказывает, как и что необходимо потренировать дома. И на индивидуальных занятиях учитель очень часто привлекает маму, чтобы вместе спеть какую-то песню,поиграть в игру, сделать упражнение — то есть мама активно участвует в уроке.

Преподаватели школы Сузуки активно доносят до родителей мысль, что крайне важно, чтобы мама дома слушала музыку вместе с ребенком, повторяла какие-то движения, пела. Мама принимает активное участие в процессе музыкальных занятий ребенка, и именно от этого в большей степени зависит успех занятий.

  • Во-вторых, очень много игровых моментов.

Я очень переживала, как пройдет этот урок. Индивидуальное занятие музыкой, обучение игре на инструменте требует сосредоточенности, усидчивости, внимания, необходимо сидеть на месте. И понятно мое волнение о том, как активный, подвижный Саша воспримет такое занятие.

Но переживала я зря. Наш преподаватель сразу установил с мальчиком контакт, и в уроке было очень много игровых моментов. Например, чтобы правильно посадить ребенка для игры на гитаре, на кончик стула, они вместе, играя, раз двадцать встали и сели! Они хлопали в ладоши, снова и снова вставали и садились на стул в разных вариантах.

Далее была игра «Зеркало»: преподаватель показывал Саше какие-то движения, ребенок должен был повторять. Это были задания, как взять гитару, как поставить ее на колено, как гитару положить, как сесть, как повернуть голову и даже как смеяться. Конечно, было очень много смеха и активного движения.

Так ненавязчиво, в игре преподаватель поставил ребенку правильное положение для игры на гитаре: сидя на кончике стула, с прямой спиной, в устойчивой позиции, когда ноги поставлены достаточно широко.

На первом же уроке ребенок попробовал извлекать из гитары звук. И вновь это были различные игровые приемы, игры со счетом, с самолетиками, вертолетиками — это на самом деле было интересно и весело.

Результат: мой активный сын с превеликим удовольствием провел весь урок с открытым ртом, с открытыми глазами, с удовольствием играл на струнах, активно взаимодействовал с преподавателем, и у него осталось огромное желание продолжать эти занятия.

Мои выводы

Я еще раз убедилась, что талант педагога — это залог успеха музыкальных занятий. Я боялась, что ребенку будет скучно, неинтересно, что еще рано посещать музыкальную школу. Но ему очень понравилось, и это подтвердило мое убеждение в том, что талантливый педагог = талантливый ребенок!

И, конечно, важно дополнять занятия в музыкальной школе домашними музыкальными играми, совместным пением, прослушиванием музыки. Как это делать, я рассказываю в своем проекте!

И прямо сейчас предлагаю поиграть с ребенком в музыкально-математическую игру «13 рыжих котят». Время игры — всего 10 минут!

Скачать музыкальную игру >>>

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро


4Июл2019

Сейчас я выбираю дополнительные занятия для своего сына Саши. Мы сходили на пробные занятия и решили выбрать 2 основных спортивных секции: восточные единоборства и баскетбол. Также, возможно, купим абонемент в бассейн и будем заниматься плаванием всей семьей по выходным.

Саша также очень любит танцевать, но ему нравятся спортивные танцы, и я решила, что отдам его, скорее всего, на следующий год, когда он станет постарше.

И, конечно, мне хочется более профессиональных занятий музыкой для моего сына.

Предвижу ваш вопрос: зачем куда-то отдавать ребенка на музыку, если мама музыкант? Главная причина — я хочу быть для своего ребенка прежде всего мамой, а не преподавателем.
Мамой, с которой интересно, весело, которая выступает как партнер по игре, а не заставляет что-то делать из-под палки. А музыкальные занятия — это большой труд. Конечно, это могут быть и легкие интересные игры, в которые мы регулярно играем с сыном, но с определенного возраста нам хотелось бы более профессионального и результативного подхода, и я не хочу быть для своего ребенка именно учителем музыки в полном смысле этого слова.

У нас в городе есть школа Сузуки, где изучают музыку с самыми маленькими детьми. В первый год у них идет общее музыкальное развитие, а на второй год — освоение музыкальных инструментов. Мы сходили на пробное занятие в самую младшую группу, занятие мне понравилось, но я поняла, что это именно то, чем я занимаюсь с моим ребенком с рождения: развитие чувства ритма, музыкальности, слуха, голоса в разнообразных играх. И Саше это очень легко далось, и он даже заскучал на занятии. На следующей неделе мы решили сходить на пробное занятие во 2 группу, более старшую.

Возникает вопрос: заниматься ли с ребенком дома или отдать его в развивающий центр?

У того и другого варианта есть свои преимущества.

Плюсы развивающего центра:

1 — у мамы появляется свободное время, она может переложить функцию обучения ребенка на другого человека. И даже если она ждет ребенка с занятий, она может в это время, например, почитать или пообщаться с друзьями в соцсетях. Хотя, например, в школе Сузуки все занятия проводятся вместе с родителями, они выполняют все задания вместе с детьми — и это очень интересная практика, которую я тоже использую в своих занятиях.

2 — с ребенком занимается профессионал, человек с большим опытом в этой области, который точно знает, как и что делать.

3 — ребенок находится в социальной среде, общается с другими детьми, учится социализации. Также групповая динамика помогает в развитии ребенка: он видит, что кто-то делает лучше, и старается тоже подтянуться.

Плюсы домашних занятий:

1 — в центре занятия длятся в течение часа, а то и 1,5-2 часов, что для дошкольников очень долго, они физически устают. А если еще есть нагрузка в детском саду, то получается переизбыток информации. Когда же занятия проводит мама дома, она может разбить их на несколько подходов по 1-2-5 минут: 5 минут постучать по кастрюлям какой-то ритм, когда готовит ужин, спеть песенку во время прогулки, 5 минут почитать перед сном, нарисовать простой рисунок, сделать поделку, попрыгать-потанцевать. То, что в клубе делают концентрированно за час, дома можно делать в течение дня.

2 — формируется тесная связь ребенка с мамой, он получает достаточное количество направленного внимания. И очень важно, чтобы мама не поучала, была не преподавателем, а именно веселой мамой, партнером по играм. Ребенок насыщается ее вниманием, общением со значимым взрослым, и это значительно сокращает количество детских капризов и истерик.

3 — экономия времени: не нужно никуда специально ехать на занятия. Например, школа Сузуки находится от нас довольно далеко, а я никак не могу заняться получением прав, поэтому добираться нужно на автобусе, который ходит не очень регулярно. Соответственно нужно выезжать заранее, планировать свое расписание, и здесь для меня очень важное преимущество домашних занятий в том, что заниматься можно в любое время, никуда не торопясь.

4 — экономия денег. Возможно, в вашем городе есть бесплатные секции, но в Италии дополнительные занятия — это довольно дорогое удовольствие. Коллективное занятие стоит 21 евро (около 1600 р.) в неделю, индивидуальное занятие с ребенком стоит 35 евро за полчаса (около 2600 р.). То есть в месяц 4 занятия по 1600 р. плюс 4 занятия по 2600 р.. Плюс расходы на дорогу — в нашем случае это еще 500-600 р. в неделю. Опять же, домашние занятия позволяют значительно сэкономить в этом плане.

ИТАК, РЕЗЮМЕ. Как это часто бывает, оптимальна золотая середина. Здорово, когда есть возможность сочетать и посещение кружков, и домашние занятия. В дошкольном возрасте, до 5-7 лет, главное обучение происходит через родных: маму, папу, бабушку, возможно няню, также в детском садике, если повезло с педагогами. А кружки — это уже некое дополнение.

Ребенок точно может жить и нормально развиваться без кружков и не может без общения со значимым взрослым.

Но важно, чтобы это было удовольствием и для вас, и для него, а не просто обязаловкой! Еще раз повторю свой любимый девиз: развитие ребенка через хобби мамы. Важно найти дело, которое доставляет удовольствие вам обоим и через которое вы можете развивать вашего ребенка.

И прямо сейчас предлагаю поиграть с ребенком в музыкально-математическую игру «13 рыжих котят». Время игры — всего 10 минут!

Скачать музыкальную игру >>>

А как вы считаете, лучше заниматься дома или отдавать ребенка на занятия в развивающий центр? Поделитесь в комментариях!

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро


3Июл2019

Представьте ситуацию: вы гуляете с ребенком, а он то и дело лезет в грязь или в песок — и вот уже вымазался с ног до головы. Какой будет ваша реакция?

Конечно, приятно, что ваш малыш красиво и чисто одет, а еще здорово, чтобы всегда слушался и вел себя “прилично”. Но что такое «прилично»? Насколько это “прилично” соответствует настоящей детской природе? Насколько ребенок счастлив в шаблонах “приличного поведения”?

Сколько раз в России я слышала от мам: “не лезь, испачкаешься”, “не поднимайся так высоко — упадешь”, “посиди спокойно хоть 5 минут”, “перестань орать”… Я живу в Италии и расскажу об отношении итальянцев к воспитанию детей, которое мне очень нравится. Безусловно, нельзя говорить за всю страну и за всех родителей. Это мои впечатления, с которыми я лично столкнулась в Италии.

В Италии поведение детей почти ни в чем не ограничивают

Италия — семейная страна, здесь очень уважительно относятся к старшим в семье и с огромной любовью — к детям. Особенно мне нравится традиция больших воскресных семейных обедов, когда собираются все поколения семьи за одним столом, громко разговаривают, смеются, а дети ползают под столом. Когда я гуляла с коляской, почти каждый прохожий останавливался, восхищался младенцем и говорил приятные слова. В ресторанах, магазинах, на пляже, в парке дети чувствуют себя маленькими принцами и принцессами и, по сути, делают что хотят, не получая особых замечаний взрослых.

Когда я только приехала в Италию, меня поражали ползающие в ресторане дети, прыгающие, кричащие — и совершенно спокойно относящиеся к этому взрослые. Но когда родился мой сын, я как-то само собой с удовольствием приняла эту свободную философию и ограничивала своего ребенка только в том, что могло повредить его психике или здоровью. Все остальное разрешалось — лезть в грязь, прыгать по лужам, кидать камни, залезать на забор, перемещаться свободно в любом пространстве и кричать.

Недавно мы всей семьей ездили на море, которое находится всего в часе езды от меня. Я очень люблю такие зимние морские прогулки: полупустые небольшие курортные городишки, прогулки по набережной, потрясающий запах моря, солнце, вкусные морепродукты, свежий ветер. Обожает такие поездки и мой сын, но у него своя любовь — это пляж и песок!

Вот и в этот раз, как только мы припарковались, сын взял с собой любимые машинки, ведро с лопаткой и бегом направился на пляж.

На пляже оказалась гора из песка, на которой играли и другие дети. Как вы думаете, какую игру они придумали? Скатываться с этой горы кувырком!

При этом итальянские родители, включая нас с мужем, совершенно спокойно смотрели на своих детей, которые кувыркались в песке, пачкая одежду, волосы и прекрасно проводя время.

Смотрела я на эту картину — на счастливые крики детей, на спокойных и улыбающихся родителей — и думала: а как бы поступила в этой ситуации среднестатистическая мама в России? Как бы она отреагировала на это действо? Сейчас и в России много современных, осознанных родителей, которые по-новому относятся к воспитанию детей, но все же и много шаблонных стереотипов и привычек. Интересно было наблюдать и за своей собственной реакцией: я не просто сдерживала себя, чтобы не сказать ребенку замечание, а мне действительно все равно, что он пачкает даже красивую одежду, внутри меня было полное спокойствие и внутреннее согласие с происходящим.

В Италии я встречаю часто такое отношение не только к свободным прогулкам, но и к развитию ребенка. Здесь нет идеализма по отношению к раннему развитию — научится, когда научится!

Самое важное — чтобы ребенок был счастливым.

Есть даже такое научное направление, которое называется «свободное воспитание». Еще в 19 веке Л. Н. Толстой писал, что “воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно” и призывал позволять детям самим воспитывать себя и идти своим путем. Эту теорию развивал философ Жан-Жак Руссо. Он придерживался мнения, что главным умением педагога является способность ничего не делать с учеником. Необходимо следовать природе ребёнка и его потребностям. В таком случае он будет расти в радости, самостоятельно удовлетворяя свой интерес. Наблюдая и понимая мир, сможет к двадцатипятилетнему возрасту получить необходимый опыт и уровень знаний.

Это не значит быть вседозволенным, разумные границы крайне важны для ребенка, и это отдельная большая тема. Но все же основа воспитания — это наблюдения за ребенком и создание окружающей гармонично развивающей среды.

Результат такого воспитания? С одной стороны, дети менее управляемые и их тяжелее контролировать, многие считают это избалованностью, что ребенок делает, что хочет. А с другой стороны — это свобода, творчество, отсутствие страха нового, желание и любопытство исследования этого мира.

Как научиться давать ребенку больше разумной свободы?

1. Прежде всего нужно разобраться с тем, что с вами происходит в этой ситуации. Понаблюдайте за собой и, если есть возможность, запишите свои наблюдения. Сколько раз в течение дня вы говорите “нет” ребенку? Может быть, это глубоко заложенные программы, которые вы просто повторяете? Подумайте, а вы были бы счастливы, если бы кто-то рядом делал вам постоянные замечания и критиковал любое начинание.

2. Спросите себя: насколько опасно для ребенка то, что он делает? Если дело только в том, что подумают окружающие, увидев такого грязнульку или услышав громкие звуки, но жизни и здоровью ребенка при этом ничего не угрожает — расслабьтесь и повеселитесь вместе с ним!

3. Наши дети — это самые большие учителя в жизни. И, может быть, вам есть чему поучиться у вашего ребенка? Его эмоциональности, естественности, смелости нарушать принятые стандарты? А ведь в этом и есть настоящее счастье! Радоваться жизни, получать удовольствие от простых радостей и не оглядываться на мнение других?

4. Проведите совместный эксперимент. Если до этого момента вы были более запрещающими родителями, то поговорите с ребенком, придумайте сказку или историю, в которой будет разделение между действительно опасным и не очень принятым в обществе. Например, сказка про поросенка, который очень любил прыгать по лужам. Расскажите, что вы не будете против, если малыш проведет новый эксперимент. И самое лучшее, если в таком эксперименте нарушения общепринятых границ вы примете участие вместе.

5. Ну и простой бытовой совет — выбирайте при покупке одежды для детей варианты, которые легко стирать. Конечно, нарядные вещи в гардеробе должны быть, но не стоит надевать их на ребенка ежедневно, тем более на прогулки. Ну или будьте морально готовы к тому, что одежда может быть испорченной.

6. И помните, что “ребенок — это праздник, который пока с тобой”. Наслаждайтесь его детством, ведь оно так быстро проходит!

А как вы относитесь к шалостям ваших детей? Как вы реагируете на активные игры? Как относитесь к нарушению ребенком общепринятых границ?

Поделитесь в комментариях!

Музыкальная игра для хорошего настроения

Самое естественное состояние ребенка — игра! И прямо сейчас предлагаю поиграть в музыкально-математическую игру «13 рыжих котят». Время игры — всего 10 минут!

Скачать музыкальную игру >>>

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро


3Июл2019

У всех разное отношение к просмотру ребенком мультфильмов, видео из Ютуб, игр на компьютере и телефоне. Кто-то запрещает ребенку до определенного возраста, кто-то, наоборот, не видит в этом особых проблем, и ребенок сам решает, что и когда смотреть.

В этот статье я хочу рассказать вам о моем отношении к мультфильмам. Я не претендую на мнение в последней инстанции, ни в коем случае не призываю делать, как я. Просто рассказываю о том, что я думаю по этому поводу, и надеюсь, что мой взгляд может кому-то помочь.

Баба-яга против

Для начала точно хочу определить — что я считаю для ребенка вредным:

  1. это просмотр мультфильмов и игр с утра до вечера без ограничений;
  2. просмотр дурацких видео с Youtube, где много всякого хлама;
  3. просмотр даже фоном фильмов с жесткими сценами, не говоря уж о всяких страшных фильмах, от которых у ребенка потом кошмары по ночам;
  4. прослушивание и просмотр, даже фоном, новостей. К сожалению, современное телевидение ориентируется в основном на плохие новости. Кто кого убил, отравил, какие катастрофы произошли, и все это разбирается в подробностях. Не знаю, как в России, но в Италии новости похлеще любого фильма ужасов;
  5. любые игры со «стрелялками», где есть убийство, даже если это шуточные сцены. Понятно, что такие игры не будут родители ставить ребенку в 3 года, но я знаю, что есть такие случаи, когда родители детей постарше дают играть во всякие стрелялки.

При этом не обязательно, чтобы ребенок именно смотрел. Играть или смотреть телевизор может папа. Ребенок может просто находиться в комнате и играть где-то в своем углу. Даже если он не показывает своей заинтересованности, то все равно слышит и воспринимает информацию.

А что же можно?

С тем, что точно нельзя, разобрались, а теперь — что же можно…

Здесь, безусловно, каждый родитель решает, что лучше его ребенку. Я в первый раз показала мультики сыну где-то в 1,5 года. Это были мультфильмы, адаптированные для маленьких детей, я четко отслеживала время просмотра. Но это был такой кайф — получить несколько свободных минут, когда я просто могла вдохнуть, пока ребенок смотрел мультфильм.

В Италии есть традиция, которая мне очень нравится — обедать и ужинать всей семьей, за красиво сервированным столом, смеяться, обсуждать события дня. В моем детстве все вместе за стол садились только по большим праздникам, а в остальное время у каждого был свой график, да и в небольшой кухне нашей квартиры разместиться семьей с 3 детьми было просто не реально!

Когда в нашей семье родился Саша, чудесная традиция совместных ужинов полетела в тартарары… Мой сын с рождения очень активный, он очень рано начал ползать, сидеть, ходить, бегать, прыгать, говорить. И когда вечером приходил папа после работы, то его активность возрастала в десятки раз. Ужин каждый раз проходил как цирковое представление. И когда в 1,5 года мы в первый раз включили телевизор и нормально вместе поели, пока ребенок был увлечен мультфильмом, я от всей души поблагодарила человека, который изобрел мультфильмы.

После этого мультфильмы вошли в нашу жизнь.

Я не вижу смысла ограничивать ребенка полностью от мультфильмов и компьютерных игр. Он живет в современном мире и все равно с этим столкнется! А запретный плод — очень сладок. Но однозначно нужно корректировать, наблюдать и направлять ребенка в количестве времени за просмотром мультфильмов и в качестве того, что он смотрит. В своем проекте я тоже использую развивающие музыкальные мультфильмы. Перед тем как включить их в свои курсы, я проконсультировалась с детским нейропсихологом, специалистом по развитию мозга ребенка.
И при подготовке мультфильмов я ориентируюсь на следующие принципы:

  1. Мультфильмы идут не более 3 минут. Если содержание более долгое, тогда оно разбивается на несколько мультфильмов.
  2. В мультфильмах очень мало смены картинок и движений героев. Картинка часто статическая, что позволяет ребенку сконцентрировать свое внимание на звуке, а не только на видео-картинке. Сложные постановочные мультфильмы не очень полезны детям, чем проще — тем лучше.
  3. В мультфильмах есть интерактивное взаимодействие с ребенком, просьба его сделать что-то хорошее, выполнить какое-то творческое задание.
  4. В мультфильмах много хорошей музыки и сделан акцент на развитии слухового внимания ребенка.
  5. Конечно, содержание мультфильмов — адаптация для возраста ребенка.
  6. В моих мультфильмах очень много разных развивающих моментов, вопросов на логику и сообразительность ребенка, на расширение его кругозора.
Помните, что мультфильм — это ваш помощник, но мы рекомендуем после его просмотра еще раз проиграть ситуацию с ребенком, сделать маленький спектакль.
Для этого нужно взять распечатки героев и повторить содержание мультфильма, но уже в живой игре, маленьком музыкальном спектакле, а не на компьютере.

Смотреть или не смотреть мультфильмы — это решение родителей. Не забывайте про правила безопасности, если все же разрешаете ребенку смотреть мультфильмы и играть в игры.

Надеюсь, что мои мультфильмы принесут много радости детям и несколько свободных минут для родителей)

А как вы относитесь к просмотру мультфильмов детьми? Напишите в комментариях.

Музыкально-математическая игра «13 рыжих котят»

А прямо сейчас предлагаю посмотреть один из музыкальных мультфильмов, которые мы делаем специально для детей. Время просмотра — всего 5 минут! И также вас ждет простая математическая игра со смелыми котятами.

Перейдите по ссылке, введите свой имейл в форму — и материалы придут вам на почту через пару минут.

Скачать музыкальную игру >>>

Автор проекта ДОМузыка
Мария Шаро